Яндекс.Метрика
Моя корзина в корзине нет товаров
Специализированный сварочный магазин
(800) 333-83-84
(499) 686-60-10
(812) 642-60-20
звонок 8-800 бесплатный

Заказы /консультация /корпоративные заявки  info@24weld.ru

Наши адреса:                             СПб, Балтийская, 2 м.Нарвская
                    СПб, Краснопутиловская, 67 м.Ленинский проспект

                                         СПб, Менделеевская, 9 м.Выборгская

                     МСК, Ильменский пр. 14 м.Петровско-Разумовская     

История сварки. Создание электродуговой сварки

Главная > Статьи
История сварки. Создание электродуговой сварки

28.05.2015

История сварки.

Создание электродуговой сварки.


У истоков создания электродуговой сварки стояли выдающиеся русские ученые прославившие Россию крупнейшими изобретениями второй половины XIX в., которые до наших дней не утратили своего значения.
Василию Владимировичу Петрову принадлежит честь открытия электродугового разряда. В 1802 г , через три года после создания итальянским физиком А. Вольта нового источника, способного давать электрическую энергию в результате химических реакций, профессор петербургской Медико-хирургической академии В.В. Петров построил самый крупный для того времени источник тока – батарею из 4200 пар медных и цинковых кружков, проложенных бумагой, смоченной водным раствором нашатыря. К ее медному полюсу он присоединил первоначально медную, а затем стальную проволоку с конусной шляпкой, к цинковому полюсу – стальную осургученную проволоку, на острие которой иногда надевал древесный уголек. Именно ей и было суждено стать исторической: на ней впервые в мире была получена электрическая дуга, которая сейчас лежит в основе многих технологических процессов, в том числе и дуговой сварки. При замыкании проволоки со шляпкой на уголек или металл по замкнутой цепи протекал электрический ток, а при размыкании образовывалась электрическая дуга.
Однако открытие В.В. Петрова значительно опередило свое время. До практического применения электрической дуги для сварки и резки металлов потребовалось около 80 лет. Это объясняется тем, что к моменту открытия дугового разряда электротехника только начинала создаваться, а электротехнической промышленности вообще не было. Прежде всего, не было приемлемых источников тока для питания дуги, достаточно мощных и не сложных в эксплуатации. Также отсутствовала необходимая электрическая аппаратура: выключатели, регуляторы, измерительные приборы, электрические провода, кабели.

Как уже говорилось электрическая дуга впервые была открыта в 1802 г. профессором физики Санкт-Петербургской медико-хирургической академии В. В. Петровым.
А в 1882 г. русский изобретатель Н. Н. Бенардос применил электрическую дугу для соединения металлов, в 1885 г. он получил патент под названием «Способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока», используя для этого дугу, горящую между угольным электродом и металлом и питаемую электрической энергией от аккумуляторной батареи. Русский инженер-металлург и изобретатель Н. Г. Славянов в 1888 г. разработал способ сварки металлическим электродом, в 1891 г. он получил два патента под названием «Способ и аппараты для электрической отливки металлов» и «Способ электрического уплотнения металлических отливок». Н. Н. Бенардос предложил различные способы сварки наклонными металлическими электродами и устройства, в которых подача электрода в зону дуги выполнялась за счет давления пружины. Он также разработал разнообразные виды автоматических устройств для сварки угольным и металлическим электродами, являющимися прообразами современных сварочных автоматов и полуавтоматов. Оригинальное приспособление для автоматического регулирования длины дуги с помощью соленоида, предложенное Н. Н. Бенардосом, в 1900 г. экспонировалось на Парижской всемирной выставке. Однако низкий уровень развития техники в России тех лет не позволял использовать и широко развивать столь гениальные идеи.

Почти одновременно с Н.Н. Бенардосом работал другой крупнейший изобретатель – Н.Г. Славянов, много сделавший для развития дуговой сварки. Сварка сталей, содержащих легирующие элементы и примеси, с использованием угольных электродов не всегда получалась удачной из-за попадания в шов оксидных включений, увеличения концентрации серы и фосфора, выгорания легирующих элементов. Это приводило к тому, что металл шва становился хрупким.
Обладая глубокими знаниями по металлургии и электротехнике, Н.Г. Славянов разработал способ дуговой сварки металлическим плавящимся электродом с защитой сварочной ванны флюсом и первый в мире механизм для полуавтоматической подачи электродного прутка в зону сварки – «электроплавильник»
Ввиду значительных размеров ванны сварка выполнялась только в нижнем положении. При сварке по методу Славянова дуга плавит одновременно металл изделия, металл электрода и сварочный флюс, образуя общую сварочную ванну из жидкого металла, покрытого жидким шлаком, который надежно защищал металл от воздействия окружающей среды.
При этом способе сварки коэффициент полезного использования дуги значительно возрастает. Замена угольного электрода металлическим позволила исключить науглероживание металла, что также повысило качество сварных соединений. Н.Г. Славянов отказывается от громоздкой аккумуляторной батареи Бенардоса, применяет разработанную им динамо-машину на 1000 А и, таким образом, создает первый в мире сварочный генератор. Впервые он применяет подогрев металла перед сваркой для уменьшения скорости охлаждения.
Первая публичная демонстрация нового способа состоялась в ноябре 1888 г. на Пермских казенных пушечных заводах, а в 1891 г. Н.Г. Славянову был выдан Российский патент (привилегия) на изобретенный метод электрической отливки металлов. Известность Н.Г. Славянова и изобретенного им способа быстро возрастала. Помимо патента в России, он получил патенты во Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии, Бельгии, США, Швеции. Разработки Н.Г. Славянова позволили выполнять сварочные работы на новом качественном уровне, что было по достоинству оценено современниками.

Виктор Петрович Вологдин- один из представителей славной когорты замечательных российских инженеров и учёных - основоположников применения сварочного дела в нашей стране во многих отраслях отечественной промышленности. Известен он прежде всего как инженер, конструктор и исследователь, построивший на Дальзаводе первое цельносварное судно в СССР, а также как педагог, основавший первую в нашей стране школу сварщиков. В.П. глубоко чтил своих предшественников, В. В. Петрова, Н. Н. Бенардоса и Н. Г. Славянова. Есть все основания утверждать, что он принял эстафету сварочного дела у самого Николая Гавриловича который в 1894 г. напутствовал 11- летнего мальчугана реалиста Вологдина, пожелав ему успехов в избранной специальности. Сам В.П. описал завершение этого знаменательного визита на Пушечный завод, где Славянов был директором, так: " Преисполненные массой необычных впечатлений мы направились к выходу. На прощанье Николай Гаврилович сказал несколько слов, одобрив моё намерение посвятить себя изучению техники"
В.П. зажёг на Дальзаводе сварочную дугу. Произошло это 27 Декабря 1920 г. Работа велась на самодельном оборудовании. Сварочной специальностью В.П овладел в совершенстве. В 1921 г. он избран ректором Владивостокского Политехнического института (ДВПИ) и деканом механического отделения. 
В июне 1921 создан первый в СССР сварочный цех. В 1925 г. В.П. организовал в Государственном дальневосточном университете первую в стране лабораторию электрической и газовой сварки. Лаборатория электросварки в Ленинградском электротехническом институте создана проф. Алексеевым в конце 1927 г.
Сварочная лаборатория только-только начинала становиться на ноги, а её создатель Виктор Петрович уже стремился заглянуть в будущее. Шестого июня.1927 он составил краткую записку "Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций" (рукопись).
Помощник В.П. - Г. Д. Шевченко также начал в 1928 г. работы в сварочной лаборатории с постройки моста пролётом 25.08 м. Его изготовили 4 сварщика за 20 дней, причём экономия металла составила 20%. 
В 1929-30гг. сварен второй подобный мост. Причём при его строительстве впервые в СССР были применены пустотно-трубчатые элементы. Испытание обоих сооружений лабораторией сопромата дало замечательные результаты, ибо наблюдалось полное совпадение теоретического прогиба при нагрузке с действительным. Совершенно отсутствовал остаточный прогиб - явление, обычное при постройке клёпанных мостов.
В конце 1930- начале 1931 г., располагая теперь уже известным опытом, лаборатория приступила к изготовлению моста тяжелого типа пролётом 36,6 м и общим весом около 300 т. Как считает Г.П. Турмов, ректор ДВГПУ (2004): "По своей технической смелости эта работа должна быть поставлена в число работ, имеющих мировое значение". А ведь выполнялась она зимой при недостатке материалов и 40-градусных морозах. 
С 1925 по 1928 гг. В.П.- ректор Дальневосточного государственного университета, а в 1932-33 директор Владивостокского института техники АН СССР. Все эти чины и звания нужны были ему. лишь как ключевые позиции, открывавшие путь для внедрения сварки в во все важнейшие области промышленности.

Евгений Оскарович Патон известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов. В частности, он сформулировал принципы расчёта и построения клёпаных мостов. Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50-ти проектов железных клёпаных мостов.
В 1929 году основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет. Руководитель Сварочного комитета и лаборатории сварки (1929—1933). В 1934 на их базе создан Институт электросварки АН УССР в Киеве. Этот институт он возглавлял до конца жизни.
В 1941—1943 годах Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций. Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков Т-34 в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.
В послевоенные годы возглавил исследования по созданию научных основ сварки и широкому внедрению сварки в промышленность, созданию и внедрению поточных сборочно-сварочных линий.

Возврат к списку

БРЕНДЫ: